Феномен турецких сериалов: Голливуд начинает нервничать
Американский шоу-бизнес был спокоен и уверен в собственных силах, пока на международном рынке с ним соревновались латиноамериканские теленовеллы, качество которых не внушало особенных опасений. Однако за последние несколько лет ситуация резко изменилась: в дележку вкусного сериального мирового пирога с миллиардными оборотами включился неожиданный игрок — Турция. В 2004 году экспорт их сериальной продукции равнялся 10 тысячам долларов, а в 2015 уже составлял солидные $250 миллионов (через пять лет ожидается увеличение экспорта до двух миллиардов).
В настоящее время турецкую сериальную продукцию смотрит полмиллиарда человек по всему миру. Даже на латиноамериканском рынке, традиционно предпочитающем собственное «мыло», первые строчки рейтингов окупируют отныне отнюдь не местные теленовеллы. И это не удивительно: средняя стоимость производства $35-40 тыс за серию в Латинской Америке против $200 тыс долларов за серию в Турции говорит сама за себя, турки делают ставку на качество. Кроме того, они с большим пиететом относятся к системе Станиславского, топовые актеры могут в течение долгого времени (более года) готовиться к роли и не позволяют себе халтурить в кадре. Стажировки в США для режиссеров, операторов, гримеров и остального технического персонала стали практически обязательными — турецкие креативщики не стесняются заимствовать лучшее у конкурентов.
Кинопроизводство находится под личным контролем у высшего руководства страны: президент Эрдоган лично способствовал продаже целого пакета сериалов во время своего визита в Латинскую Америку. Однако как правило этими вопросами занимается специальный представитель премьер-министра, отвечающий за культурные связи.
Особенности турецких сериалов
- длительность: обычная турецкая серия длится около двух часов, при этом не менее часа, а то и более, занимает линия главных героев. Не удивительно, что у турецких актеров не так уж редок «синдром эмоционального выгорания». Если вы все же не хотите тратить два часа своей жизни, уткнувшись в голубой экран, смотрите «озеты» — сокращенные версии только с главной линией, которые всегда идут перед основным показом. Обычный озет длится не менее часа и участвует в основных рейтингах наравне с полной версией. Судя по высоким рейтингам озетов, даже сами турки часто предпочитают именно такой вариант.
- менталитет и традиции: хотите узнать о том как живет современная Турция? Смотрите сериалы! Тема взаимодействия разных миров «обкатывается» сериалопроизводителями со всех сторон. Патриархальные традиции и западный уклад жизни вполне могут уживаться в одном и том же доме и часто именно на их столкновении и построена вся интрига сериала.
- кровожадность. Турки тщательно маскируют кровь (закон обязывает), но при этом без проблем могут убить главных героев в конце сериала. Если вы смотрите драму, герои молоды и сильно влюблены, то шансы успешно пережить финал истории у них не очень высоки: не больше 20% по нашим прикидкам.
- рейтинги и незаконченность: турецкие сериалы часто становятся жертвой рейтингов. Недостаточная финансовая отдача приводит к быстрому и безжалостному закрытию многих проектов. Перед вами сериал в 15 серий? Не думайте его смотреть, скорее всего в нем не будет даже логического конца. Сериалы в 20-30 серий можно смотреть не опасаясь такого неожиданного сюрприза, конец будет логичным, однако знайте, что они не пользовались значительным успехом у публики и возможно вам покажутся не интересными. Сериал в 40-50 серий может считаться хорошим хитом, смотрите его смело. Сериал больше 60 серий — это уже суперхит, обычно суперхиты доходят до 80 серий. Немногие исключения из этого правила — криминальные сериалы, которые идут много лет и имеют свою особую аудиторию — небольшую, но постоянную (лучший представитель этой категории сериал «Долина Волков») — там легко «разменивают» по две-три сотни серий.
- сезонность: летом турецкий экран оккупируют легкие веселые комедии или сентиментальные мелодрамы, что вполне логично: кто же захочет смотреть социальную драму, греясь на шезлонге? В таких сериалах обычно не больше 20-30 серий и они являются «полигоном» для обкатки талантливой молодежи. В редких случаях летний сериал что называется «выстреливает», получая такие шикарные рейтинги, что его решают продлить и на осенне-зимний период. Однако тут легкая комедия уверено скатывается в мелодраму по-турецки, рейтинги катятся вниз (зрители-то начинали смотреть комедию, напомним) и сериал в конце концов закрывают. В сентябре-октябре в дело вступает «тяжелая артилерия» — самые влиятельные студии страны выкатывают на суд публики потенциальные шедевры, которые начинают схватку ни на жизнь, а на смерть в рейтингах. Выживают сильнейшие.
- адаптации: турки обожают адаптировать все, что под руку попадется. Обычно попадается либо собственная родная классика, либо корейские дорамы, либо американские мыльные оперы. Если классика и дорамы вполне сохраняют узнаваемый облик, то американским продуктам «везет» куда меньше — от первоначальной истории через десяток серий мало что остается вообще (что поделаешь, слишком разные менталитеты).
Что же посмотреть? Легенды
Если вы решились на просмотр турецкой драмы, но совершенно не знаете с чего начать, выбирайте:
Грязные деньги и любовь (Энгин Акюрек и Туба Буйукустун)
комисар полиции Омер находит свою невесту застреленной в машине вместе с незнакомым мужчиной. Расследование приводит его к дочери убитого, которую шантажируют люди по всей видимости причастные к этому убийству. Начальство Омера вовсе не в восторге от его действий и вставляет ему палки в колеса, вот только какую цель оно при этом преследует? Крепкий криминальный боевик и очень красивая история любви.
Великолепный век (Халит Эргенч и Мерьем Узерли)
реальная история русской рабыни, ставшей султаншей и самой могущественной женщиной Османской империи. Женщина, готовая ради своей семьи пойти на любое преступление. Умная, жестокая, любящая, плетущая интриги с одной целью — защитить своих детей любой ценой, даже если этой ценой будет жизнь другого ребенка.
В чем вина Фатмагюль (Берен Саат и Энгин Акюрек)
что делать турецкой девушке, ставшей жертвой группового изнасилования, чтобы «смыть с себя позор»? Либо наложить на себя руки, либо… выйти замуж за одного из насильников. Может ли этот брак стать для нее счастливым? Может ли родится любовь там, где живет только ненависть?
Я назвала ее Фериха (Чагатай Улусой и Хазал Кая)
классическая история любви богатого плейбоя и бедной дочки швейцара в стиле Ромео и Джульетты по-турецки вовсе не похожа на сладкую сказку. «Убить хотел каждый день, развестись — никогда» — лозунг турецкого Ромео. «Выносим мозги качественно и с любовью» — вторит ему турецкая Джульетта.
Мафия не может править миром (Октай Кайнарджа и Дениз Чакыр)
трудовые будни турецкой мафиозной группировки, промышляющей торговлей оружием. Руководитель «предприятия» Хызыр прекрасно справляется с небольшими трудностями, возникающими в работе — убирает конкурентов, успокаивает зарвавшихся партнеров, но вот разобраться в собственной личной жизни куда сложнее
Любовь напрокат (Барыш Ардуч и Эльчин Сангу )
легкая летняя комедия неожиданно превратившаяся в один из феноменов турецкой сериальной индустрии. Предприимчивая тетушка готова на все, чтобы женить своего племянника. Даже нанять для него невесту, превратив «гадкого утенка» в прекрасную лебедь. Разумеется, что-то пойдет не так…